Хидеаки Анно, создатель аниме, когда-то удивлялся тому, что "Евангелион" стал настолько популярным.
"Все его персонажи больны". Собственно, так и есть. Парочка больных подростков с завидным набором психических расстройств, несколько великовозрастных шизофреников и огромные человекоподобные роботы. В совместимости это дает такую кашу из жанров, сюжетных линий и психических травм, что ты иногда не понимаешь, кому приходится тяжелее: тебе, зрителю, или, собственно, персонажам.
Народу нравится.
Создателям удалось частично размыть границы между четкими жанровыми распределениями. Ты садишься смотреть бессмысленное мочилово, а тебе его сервируют как непрекращающееся самокопание. И наоборот. Тебе хочется психологии и глубинного смысла(тм), а у тебя тут синхронизация роботов под симфоническую музыку. "Евангелион" никогда не дает тебе то, чего ты хочешь, тебе иногда приходится противно и трудно, как будто во время просмотра кто-то старательно выворачивает тебе шею. Хидеаки Анно заставляет своих зрителей фрустрировать, а зрители падают к его ногам и просят еще.
Если говорить о сильных сторонах "Евангелиона", то это, наверняка, персонажи. Мне кажется, что самая большая проблема всей этой веселой компании в том, что существуют они исключительно в глазах друг друга (что не раз упоминалось в аниме). Даже не так. Они уверены в том, что способны существовать исключительно за счет чужого внимания. Эти люди не способны на самостоятельное осознание своего "я", его принятие и какое-то минимальное психологическое самообеспечение.
Аска должна пилотировать Еву. Аску должны любить, потому что сама Аска на это не способна. "Я ненавижу все это, я ненавижу всех. Но себя я ненавижу больше всего". И когда в ее жизни появляется Синдзи, который улыбается ей вовсе не потому что у нее высокий уровень синхронизации, или высшее образование, Аска теряется еще сильнее. Она одновременно ненавидит его и не может избавиться от его существования.
Рэй может функционировать только до тех пор, пока ею пользуются. Рэй уверена в том, что ей непозволительно чувствовать что-либо к другим людям, да и к окружающему миру в целом. И все потому что она - один из немногих персонажей, которые нашли в своем существовании какой-то смысл. Не суть важно, что этот самый смысл повис на ней камнем и медленно тянул на дно. И когда в ее жизни появляется Синдзи, тщательно прописанная программа начинает давать сбои.
И, наконец, Синдзи. Который так усердно появляется в чужих жизнях, переворачивает их, сам того не зная, просто сидя на месте. В темном уголке, пододвинув колени к груди и сжимая в руке старый плеер, Синдзи ненавидит себя за все те ожидания, которые возлагают на него другие люди, за то, что у него есть сила что-то поменять и за то, что эти изменения для него ничего не значат. Многие называют его нытиком и истеричкой, но я не уверена в том, что кто-либо смог бы пережить то, через что прошел Синдзи, черт его подери, Икари. У Синдзи погибла мать, от него отказался отец, на чью любовь он так надеялся все эти годы, Синдзи так хотел быть нужным своему отцу. И вот, наконец-то, его в срочном порядке вызывают в Токио-3, он, наверняка, ждет объяснений и объятий, но получает только обязанности и Еву-01, истощающую его как морально, так и физически. Все от него чего-то ждут. Все его в чем-то обвиняют. Все зависит только от него. Все его ненавидят, и он с ними в этом вполне согласен.
Конечно же, есть еще Мисато, которой нужна хотя бы иллюзия того, что кто-то посмотрит на нее и сумеет не чувствовать к ней отвращения. Нужен кто-то, кто не уйдет так, как это сделали все вокруг. Рицко Кацураги, у которой есть вредная привычка любить не тех людей. И Гендо Икари, который не может двигаться дальше, поэтому пытается все вернуть.
Собственно, думаю, на этом можно заканчивать. Я ничего не скажу про файтинг-сцены, про опенинг и рисовку, потому что это совсем неважно. Все равно все то, что происходит в "Евангелионе" - антинаучная ересь.
Удачи.