Мир как тонкая вуаль, сделаешь зацепку и поползёт покоробится все изделие, выдерни нитку и распадётся на части нежная ткань. Издревле человек живет в неизведанном и не понятном ему пределе, наполненном странными существами - муши, это полу -духи полу -насекомые, не видимые человеческому глазу, не плохие и не хорошие, они свободно перетекают из своего мира в мир людской и обратно. Но как водится, человек нарушая, по недомыслию или по злой воле, границы зыбко-призрачного бытия, навлекает на себя беду. И тогда приходят особые люди, странники, у которых есть дар, они видят духов - Мастера муши, своего рода вирусологи и специалисты по биологической защите. Цель Мастера - аккуратно применяя принцип "не навреди" восстановить разрушенный баланс, исцелить хворь- проклятие, выцепить из тенет сумерка и вернуть домой заблудшую душу. Гинко - один из таких, своим спокойным и проницательным взглядом оценивающий суть проблемы и решающий ее. В самом его даре есть тайна. Трагичный симбиоз человека и духа, как источник силы так и возможной слабости нашего героя.
Должна сказать, что это пожалуй самое необычное, совсем какое то по японски поэтичное философское аниме. Медленное медитативное повествование, антураж феодальной Японии с её анимистическими верованиями, исповедующее всеохватность и объятие всего сущего, тонко настроенное равновесие и соразмерность всех его составных частей. Одним из самых значимых факторов этой вселенной является ее неповторимая настроенческая ощутимость. Тягучий плотный сумрак дремучих заповедных лесов, исподволь наползающих туманов, стоячих болот и тихих заводей, зловещих огней плывущих между деревьями и сияющего загадочным блеском потока, чем то напоминающего Млечный Путь, из которого исходят духи и которым же поглощаются. Это мир, где каждый листик детально прорисован, до прожилочки , до черточки, мир на ощупь, сказочный и мистический. На фоне тщательной фрагментации самой сферы тем еще заметней выглядит утрированная небрежность в прорисовке самих персонажей, что идет не в ущерб, а только в выигрыш, так как не отвлекает от самой истории. ее драматичности и психологии, и как бы подчеркивает, что человек не всегда главное действующее лицо, а скорее объект манипуляций куда более высоких материй. Этот абстрагирующий прием мне определенно понравился.
Говорить о сюжете не вижу смысла, каждая история заканчивается и начинается в следующем самодостаточном эпизоде, связанная в единое в основном лишь одним действующим лицом Гинко. Другое дело. что повествование выстраивает сюжетный квест , что помогает причислить аниме к отличным образцам фэнтезийного жанра, даже структурно. Ещё одним несомненным выигрышем является саундтрек замечательного композитора Тосио Мацуды, музыка которая во многом создает атмосферу произведения, величественная и плавная, кажется что каждая нота обладает цветом и пространством, исполнена звуками ночи, пением цикад, тихим посвистыванием бамбука на ветру, колокольчиков в поле, вкрадчивым плеском льющейся воды, все это в утонченной оправе традиционных японских музыкальных инструментов, с едва уловимым оттенком легкой грусти. Пробирает аж до мурашек. Честно.
Все выше перечисленное позволяет мне говорить, что перед нами не рядовое аниме, а явление знаковое и не ошибусь если отмечу что "Mushishi" это маленькое произведение искусства японской студии Artland и в частности режиссера Хироши Нагахамы . За сим, must see.