Начну я, пожалуй, с мастеров, и сразу скажу, что не того мастера сделали главным героем. На мой взгляд, из всех мастеров лучше всего на роль главного героя подошел бы Уэйвер Вельвет, которого многие сильно недооценивают как персонажа. Да, сначала он показывал себя не с лучшей стороны, но во-первых, со временем он взрослеет и развивается в плане характера, а не стоял на месте (и его взросление выглядит очень убедительно), а во-вторых, его поведение соответствует его возрасту и образу жизни (уж лучше если малоопытные подростки ведут себя как малоопытные подростки, а не как неоромантические герои). Кто-то еще может сказать, что это было бы шаблонно, если бы главным героем был подросток и основная сюжетная линия была посвящена его взрослению, на что я скажу, что линия Уэйвера, может быть, действительно слегка шаблонна, зато его развитие и проблемы куда более реальны, чем проблемы Кирицугу.
Остальные мастера тоже были очень хорошо раскрыты (разве что Кирицугу получился не очень, но о нем я выскажусь чуть позже), и особенно мне хочется отметить Айрисфиль как одну из лучших положительных персонажей Fate/Zero и Мато Карию как лучшего отрицательного (да, я считаю его все-таки отрицательным, потому что он, сам того не осознавая, думал только о себе). Как люди, конечно же, некоторые мастера вызывали отвращение, но как персонажи мастера удались. Из слуг неприязнь вызвал только Гильгамеш (ибо типичный злодей-бисёнен аристократического происхождения), на остальных же смотреть было не менее приятно, чем на мастеров. Особенно впечатлили меня Сейбер и Райдер: когда у них были, скажем так, мирные переговоры, я хотела бы, чтобы эта сцена никогда не заканчивалась, а когда у них намечалось сражение друг с другом, я не знала, за кого из них болеть (ну, разве что точно хотелось, чтобы Уэйвер выжил). А слова Райдера о том, как он собирается покорять мир, я иногда даже цитирую.
В общем, персонажи получились хорошо, хотя и не на уровне настоящей литературы. Сюжет тоже в целом неплох, по крайней мере, скучать мне не приходилось, да и дизайн персонажей тоже радует глаз, хотя тут уже у каждого свой вкус. Отдельно хочется отметить адекватный дизайн женских костюмов без откровенной сексуализации.
К сожалению, у Fate/Zero есть и недостатки, и одним Гильгамешем они не ограничиваются. Одним из заметных недостатков является нередкое принесение логики в жертву крутым поворотам сюжета и драматическим моментам. Еще к недостаткам можно отнести музыку, которая получилась незапоминающейся и слишком слабой для Каджиуры Юки. Но главный недостаток тайтла заключается в том, что психическое отклонение и идейный фанатизм главного героя выдаются за нечто возвышенное. И теперь я как раз выскажусь насчет Кирицугу.
Так вот, Эмия Кирицугу действительно психически болен, причем болен еще хуже, чем его главный враг Котомине Кирей: если у Кирея просто нарциссизм, то у Кирицугу нарциссизм осложнен идейным фанатизмом и комплексом героя. И единственной настоящей проблемой как Кирицугу, так и Кирея является то, что они, извиняюсь за вульгарный материализм, вовремя не сходили к психиатру. Все остальные их проблемы и душевные метания - это лишь следствия их болезни, имеющие мало общего с реальными проблемами. Нет, я вовсе не имею в виду то, что их душевные метания не стоило показывать совсем - без них характер Кирицугу и Кирея не удалось раскрыть, и именно поэтому у меня почти что нет претензий к линии Кирея, которая заняла ровно столько времени, сколько нужно. А вот линия Кирицугу получилась слишком раздутой (в частности, флешбек с его детством был действительно не нужен, ибо типичный флешбек из детства типичного трагического героя из подросткового произведения, в котором не было ничего нового и интересного), и его душевные метания были поданы слишком серьёзно и драматизированно (иногда становилось заметно, что авторы искусственно привлекают внимание зрителей к Кирицугу). Ну и как я уже сказала, сценаристы и режиссер на полном серьезе позиционируют Кирицугу как этакого благородного героя-мученика, в то время как в ранобе автор в некоторых моментах тонко намекает на его психическую болезнь.
Подводя итоги, я хочу сказать, что как продукт массовой культуры Fate/Zero неплох, хоть и не без недостатков, и если вы хотите посмотреть какой-нибудь экшн и не шибко придираетесь к имеющимся в экшнах логическим недочетам, то Fate/Zero вам вполне подойдет, а если вы хотите посмотреть какой-нибудь тайтл чисто ради драмы и интересных персонажей и вы, опять же, не придираетесь к литературной составляющей, то Fate/Zero подойдет вам еще больше. Только при просмотре линии Кирицугу и, может быть, Кирея не забывайте про здравый смысл, дабы не начать их романтизировать, ибо если в художественных произведениях за такими людьми приятно наблюдать, то в реальной жизни от них больше вреда, чем пользы.