Отзыв на аниме Паразит: Учение о жизни сезон 1

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

  Такое качественное, глубокое и философское аниме попадается крайне редко. Я уже читала мангу, а сейчас её перечитываю, но я всё равно продолжаю считать, что аниме на порядок превзошло мангу. Здесь есть всё - отличный саундтрек (опенинг немного своеобразный, но в моем вкусе), красивая анимация, многослойная история, удачная озвучка сэйю. Каждый зритель задумается о своем и найдет за что зацепиться.
  Почему аниме отличается от манги? Создатели аниме подошли с большим уважением и, что самое главное, пониманием оригинала. Я думаю, что разница между переводом и оригиналом, культурный код, менталитет могут влиять на восприятие, но это не тот случай. Для меня две причины почему аниме отличается.
Первая причина в том, что рисовка, а соответственно и атмосфера, манги более отстраненная и холодная (хотя шуток больше). В аниме озвучка сэйю помогла увидеть в героях и в паразитах не просто экшн историю.
  Вторая причина в том, что в аниме изменили некоторые детали. На первый взгляд эти детали - мелочь. Но разница посыла шокирующая. Как верно отметил один из комментаторов, манга концентрируется на теме экологии, но при этом заметил, что манга не шедевр. И сначала я не согласилась, ведь мне понравилось, что затронули тему экологии и жестокости людей в манге. Но сейчас я считаю, что тот комментарий увидел слабые стороны повествования, которые умело трансформировали в аниме.
  Естественно, современные люди могут лучше понять "паразита" из-за коронавируса, а точнее из-за новых знаний и нового опыта.
  Манга была написана в конце 80х-начале 90х, что отразилось на рисовке и на идее. Автор вложил некие свои мысли и взгляды на человеческое существование. И эта проекция очень видна в манге. Фактически паразиты там - это мстители человеческому роду. Нужно понимать, что в то время анимация экспериментировала и только прорабатывали шаблоны новой, эпичной героики. Современному потребителю может показаться, что творческая мысль деградирует. И на основной массе творчества это, скорее всего, так и есть. "Паразит" же в своей аниме адаптации показал, что старые истории можно и нужно перерабатывать в нечто новое (но не увлекаться). Создатели очень хорошо доработали сюжет манги. Я думаю, что они отлично знали позицию автора и проделали большую работу по анализу произведения, рецензий вдоль и поперек. Это позволило расставить новые акценты.

  В названии аниме фигурирует важная деталь - Учение о жизни. И поначалу кажется, что аниме полностью повторяет сюжет манги. Удивительно, но изменив лишь некоторые детали, создатели добились глубины произведения, которую я, не побоюсь утверждать, не видела в других аниме и даже других произведениях в целом.
  Стоит сказать пару слов о сюжете для тех, кто не читал и не смотрел. Это история о "червяках", которые неожиданно появились на Земле и овладевают человеческим мозгом и телом, то есть становятся людьми-монстрами. Главный герой тоже стал жертвой такого червяка, но тот не завладел мозгом, а стал его правой рукой. Эти паразиты сильны, способны обучаться, хладнокровны и питаются людьми (когда завладели мозгом).

  Писать эту рецензию я решила из-за того, что мало кто задается вопросом о "Паразите" как о философском произведении. Конечно, здесь вина автора в таком донесении и манере подачи. Если в манге причиной этого является грубое прямое донесение до читателя морали автора (буквально - заботьтесь об экологии, будьте хорошими), то в аниме я уже не понимала, почему мало кто увидел реальную богатую смысловую нагрузку. Поэтому я хочу разжевать этот пласт идей для тех, кто будет смотреть, и тех, кто уже посмотрел. Не думаю, что на русском языке есть полный обзор фундаментальных идей, вложенных в историю. Я постараюсь рассказать о них как смогу. Речь пойдет именно об аниме, так как оно отличается и дополняет мангу.

  Итак, произведение обладает большим количеством слоев и смыслов. Первая стопка слоев - это те обычные потребительские слои, хотя бы один из которых увидит любой зритель. Если заметить только эти слои, то для Вас "Паразит" останется фантастикой с боями и вкраплениями умных мыслей, но основной смысл Вы упустите.

  Первый слой (потребительский)

  1. Инопланетное вторжение. Это основная идея, за которой прячется глубокий смысл, это такая обманка. С первой серии паразиты - это типичные враги человечества, наподобие "Чужого". Они обладают всеми качествами злодеев, и зритель так их и воспринимает, а многие продолжают воспринимать до самого конца, не обращая внимания на сюжет. Хочу сказать сразу - если к концу аниме Вы остаетесь на стороне всего человечества, то Вы не совсем поняли эту историю.

  2. Главный герой, который спасает мир/друзей и пр. Главный герой здесь представлен тоже типично. Это школьник, который попал в определенные условия, непохожий на других паразитов и людей. Что мне бросилось в глаза - это концовка. в которой герой признал, что всё случившееся - это не борьба за планету, это была просто его история. Редко когда встретишь, что персонаж отрицает свою исключительность на полном серьезе, а не из-за того, что сдался. Тут надо заметить, что имеет место трактовка всего аниме как личной истории. Можно вообще убрать паразитов и представить, что это история взросления, любви, изменения в Идзуми (главном герое).

  3. Человеческая жестокость. А это философская обманка всей истории. на неё попадается, наверное, 90% зрителей. И я тоже думала, что это основная тема, когда прочла мангу. Экология, войны, жестокость, выживание - всё это, безусловно, тема произведения. Но важно подчеркнуть, что автор не делает прямой посыл. В манге с первых страниц автор написал про экологию и про человеческую жестокость. В аниме эти темы идут в дополнение к основной философии.

  4. Изменение главного героя.
  "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя." - Ф. Ницше

  Изменение Идзуми и Миги - это тоже один из слоев. Каждый из них начинает лучше понимать другого. Для Идзуми основной задачей стало сохранение человечности. Особенно четко это отражает героиня Мурано, хотя её образ я бы доработала. Идзуми действительно меняется, но это изменение к концу произведения не является катастрофой. Даже если Вы посмотрите на эндинг, то увидите, что анимация в нем меняется и внешность Идзуми отражает его изменение.

  Эти слои напрашиваются сами собой. Но самое главное, что, увидев лишь эти слои, зритель не впечатлится. Вообще, на мой взгляд, это аниме лучше всего воспримет зритель, который способен на анализ и который уже знаком с какой-либо философией, психологией или физикой. И здесь я говорю на полном серьезе о науках.
  Очень грамотно по аниме прошлась рецензия пользователя Last Friday.
  Как правильно подмечено в этой рецензии, Паразит - это не просто буквально тот самый червяк, монстр. Это образ. И этот образ можно применить к разным ситуациям. Человек может вести себя как паразит, паразит может влиять на человека и менять его, хотя паразит и человек отличаются, и т.д. Это много раз показано в разных историях и событиях, которые происходят с героем, паразитами и людьми. Но и это только раскрытие идеи, а не сама идея.

  Здесь я подхожу к основной идее. Все детали выше не объясняют единства этого произведения. Разрозненные сюжетные линии, конечно, очень интересны. И намеки то здесь, то там неплохо передают отдельные мысли.
  Но, на мой взгляд, это произведение - фундаментальная научная фантастика. Это не просто фантастика, ужастик или боевое аниме. "Паразит: Учение о жизни" поднимает научную фантастику как жанр аниме на новый уровень. То есть недостаточно просто понять одного персонажа, это не арки аниме, которые не связаны. Здесь всё имеет значение и привязку к основе.
  Во время просмотра меня осенило. Есть две темы, которые задают основной фон научной фантастики в этом произведении. Эти простые темы объединяют всё это произведение в единое целое. 
  И, с одной стороны, это очень элементарно, но, чтобы увидеть, надо озвучить. Для доказательства, что мои мысли - это не придумки, я предоставлю цитаты из аниме. Ведь при просмотре все эти умные мысли кажутся красивой оберткой, а на деле именно эта красивая обертка является начинкой.

  Первая тема -  это эволюция. Сюда можно включить и создание мира. Я не знаю, реально ли автор так глубоко думал. Но у аниме получилось донести эту фундаментальную идею.
Вторая тема, которая тоже является важным основным фоном, первой скрипкой, если хотите, - это паразиты-люди. Я имею в виду, что паразиты буквально олицетворяют людей.

  Таким образом, паразиты олицетворяют две ипостаси - биологию и мораль. Но о всем по порядку.

  Второй слой (база научной фантастики).


 1. Эволюция. Этот слой включает в себя историю о зарождении жизни и эволюции.

  а) Эволюция космоса. "Паразит" начинается с инопланетного вторжения. На самом деле, космическое происхождение паразитов - это очередная внешняя обманка. Потому что из космоса произошло всё живое. Таким образом, "Паразит" скорее похож на фильм "Прибытие", чем на "Чужого", в конечном итоге.
  "Первый организм зародился в водородной массе" - Автор (серия 23)
  Если Вы внимательно посмотрите на опенинг, то увидите черные шары. Лично мне это всё напомнило черные дыры. У зрителя может возникнуть мысль, что это те капсулы, из которых вышли паразиты. Но это разные образы.
  Как ни странно, здесь следует упомянуть квантовую физику. Большой адронный колайдер изучает частицы меньше атома. Но, что самое удивительное, изучение этих мелких частиц - это изучение тайны черной материи и черных дыр в космосе, которые находятся в центре Галактик. Таким образом, изучая что-то очень мелкое, можно изучить что-то глобальное. Как видите, наука может дать научное обоснование древним поговоркам и мудростям про общее и частное.

  б) Живые организмы. Бактерии, вирусы, животные и растения обладают самым разнообразным набором черт и способов выживания. Дарвин написал своё "Происхождение видов". Человек эволюционировал от общих с обезьянами предков. Таким образом, у человека сохранились инструменты и способы выживания от животных. Другой вопрос - какой вид теперь эти способы принимают?
  В аниме и манге показаны многочисленные намеки на тематику происхождения человека и его природы - лекция в университете про альтруизм у животных и эгоистичный ген, собака-мама, щенок, цветные вставки манги...

  в) Психика как подавленный инстинкт.
  Аниме не рассказывает об эволюции прямо, но слияние паразита как олицетворения низшей формы жизни и человека (героя) - это сравнение не просто монстра и человека, зла и добра. Это сравнение этапов эволюции, а также рассказ о сущности человека. Конечно, не все задумываются о природе человека.  Под "природой человека" понимают его двуличие, одновременные стремление к выгоде и жертвенность, и прочие идеи. Но, как верно подмечали Зигмунд Фрей, Карл Юнг и другие психологи, человек - это не просто живое существо. Жизнь возникает из неживой материи. Живые существа остаются видоизмененной неживой материей.
  "Материя - другое название для первопричины" - Карл Густав Юнг.
  Человеческий внутренний конфликт - это конфликт жизни и смерти, но не в том понимании, что жизнь это добро, а смерть зло, а в том, что смерть - это элементы, первоначальная форма молекул. И человек будет стремиться к элементам, к смерти. Жестокость, которую можно проследить в истории человечества - это не просто попрание каких-то добродетелей. Это способ существования, выживания, это тип мышления на том самом низшем уровне.
  Более того, человеческая психика является не чем иным, как вытесненными инстинктами. Человек в результате эволюции обрел высокие интеллектуальные способности, но многие инстинкты перенеслись в бессознательный уровень. Таким образом, жестокость, саморазрушение, патологии можно объяснить регрессом психики в то самое состояние базовой материи.

  Вы сейчас задаетесь вопросом - зачем я всё это пишу и объясняю здесь? Зачем такие сложные идеи из разных областей наук?  Дело в том, что эти теории имеют прямое отражение в "Паразите". 
  Всё то, что было показано в аниме отдельными персонажами - это не массовка для главного героя. Каждый персонаж представляет этапы эволюции или деградации, отражая человеческое существование. Например, частный детектив и ребенок. И,ли наоборот, способность паразита защищать и испытывать привязанность.
  Все эти персонажи ведут себя именно так для того, чтобы показать  разные примеры.
  Поведение паразитов и людей говорит об одном выводе. Человеческое поведение, ценности и мораль - это результат эволюции из материи, вирусов и бактерий. Даже мельчайшие организмы способны на кооперацию, симбиоз и многие другие нелогичные, на первый взгляд, поступки.
  Миги не сразу понимает эти поступки. Но накапливая опыт общения с Идзуми и с паразитами, он делает выводы.

  2. Паразиты - это люди.
  "Мы как две стороны одной медали. Люди и паразиты из одного семейства. Мы - порождение вашего вида". - Тамия Рёко

  После этой фразы главный герой назвал Тамию Рёко сумасшедшей. И зритель так это и воспринимает. Но именно эта сцена является поворотной в философии произведения.
  Отдельные доказательства правоты этой теории можно найти в самом произведении. Но есть гораздо более важные причины почему паразиты не просто хищники и каратели человечества.

  а) Сущность паразитов.
  Ещё одной обманкой в произведении является паразит как идея сама по себе. Как я уже писала в "первых слоях", зритель воспринимает паразита как злодея с самого начала. И я не видела чтобы кто-то проанализировал в рецензии саму суть этих паразитов.
  Что мы о них знаем?
  Они появились из космоса, они хладнокровны и расчетливы, они вселяются в мозг человека/ животного. При этом животное не является устойчивой, выгодной формой существования. Они едят себе подобных.
  И вот эта последняя особенность кажется просто сценарным ходом. Мол, что поделать, это обычные инопланетяне/зомби и прочая нечисть. Но, на мой взгляд, автор намеренно сделал паразитов каннибалами. Ведь не каждый паразит ест себе подобных. И вообще это редкость. Обычно себе подобных едят не паразиты, а формы жизни,, способные питаться другими способами, а каннибализм практикуют в определенных условиях (экстремальный голод, шок и другие ситуации - например, у богомолов).
  Паразиты - это олицетворение людей.
  Эта мысль, казалось бы, проскальзывает у любого зрителя. Но я подчеркиваю, что эта идея ключевая в повествовании, а не просто проведение параллели с людьми.

  Обманкой является и иллюзия, что паразиты - это мстители человечеству. Во-первых, это подтверждает концовка аниме. Паразиты вешают на себя ярлык мстителей, лишь пытаясь найти смысл.
  Во-вторых, паразиты не могут предложить что-то новое. У них нет морального кодекса, нет новых идей. Что ещё больше доказывает их родство с человеком, а точнее полное копирование "темной стороны" человека.
  Также на паразитов как "людей" намекает история с Каной или маньяком. Их способности - это тоже изменения, хотя они не были паразитами. То есть автор показывает нам, что в целом у паразитов нет отличительных черт.
  Их единственное отличие - это отсутствие опыта взаимодействия на планете.

  б) Поведение паразитов и людей.
  В манге тема экологии, войн, убийств раскрыта с первых страниц. В аниме это появляется в отдельных сценах, но манга приоткрывает смысл всей этой "франшизы". Пофигизм к природе, жестокость и недостаток эмпатии у отдельных людей слишком напоминает паразитов (сцена с собакой в первой серии, щенок и мусорка, спецназ).
  Если посмотреть на паразитов, то мы увидим, что они разные, занимают разные позиции в споре между собой. Почему так? Сами паразиты задаются этим вопросом (прямо как люди, которые ищут ответ на человеческую враждебность). Каждый паразит (читайте "человек") имеет свой жизненный опыт. Так, Тамура Реко пошла путем знаний. А Гото пошел путем силы. И наоборот, есть люди, которые идут путем силы (спецназовец), а есть интеллектуалы (образ профессора Тамуры Реко).
  "Эх, где только моих собратьев нет" - Миги (серия 12)
  Эта цитата была сказана когда герои увидели политиков. Она показывает, что паразиты - словно темная сущность человека. К сожалению, краткость манги и аниме недостаточно раскрыли паразитов, есть только несколько примеров того или иного их поведения. Автор противопоставляет Тамуру Реко с политиками. Фактически я увидела в этом напутствие.
  Как и паразит, человек может выбрать разные пути развития. на это влияет и жизненный опыт, и окружение, но и осознанный выбор.

  Вывод:
  Так о чем же аниме "Паразит: Учение о жизни"? Конечно, о жизни. О жизни как о явлении, о жизни как о процессе выживания, о жизни как о нравственной категории.
Эволюция сознания Миги - это флюгер для зрителя. Миги - это и есть эволюция. Он начинает с простого понимания выживания и заканчивает совершенно иными идеями. Так и все живые существа. Начиная с деления в виде простейших, законов выживания в диком мире, живые существа эволюционировали в человека.
  Почему человечество живет и думает именно так?
  Откуда взялась мораль, законы, добро и зло?
  По сути в Миги мы видим, что его первоначальные мысли о выживании оказались поверхностными. Они не ошибочны, потому что для главного героя сила, знания, способности - это плюсы. А именно это помогает выживать паразитам, а также людям. Но Миги постепенно эволюционирует, осознавая взаимосвязь с миром и то, что агрессия лишь кажется единственным удачным способом выживания. Мы видим других паразитов, которые не влились в общество. Они не видели необходимости в компромиссе или боялись пойти на этот компромисс.
Таким образом, автор дает нам понять, что для выживания не всегда необходима сила, жестокость, хладнокровность или знания и умения. Выживание может происходить благодаря... Симбиозу.
  Идзуми и Миги чем-то похожи, как и все люди. Нам кажется, что только Миги не доверяет никому и просто хочет выжить. В произведении это показано немного неудачно (из-за постоянных допросов Мурано о том, настоящий ли он). Но отношения Идзуми и Мурано - это вопрос доверия. События с матерью Идзуми также имели подтекст доверия между сыном и матерью (отсюда и символизм раны). В конце аниме показано, что Миги и Идзуми достигли понимания важности доверия (к примеру, Идзуми доверился незнакомой бабушке) и это является тем самым витком эволюции.
  Симбиоз - это вопрос доверия.

  Философские споры о добре и зле существуют тысячи лет. Логика паразитов-мстителей (политиков) очень напоминает отдельные философские тенденции. Кстати говоря, может показаться, что речь одного из политиков о лицемерии экологов и необходимости уничтожения человека - это то, о чем хотел сказать автор. Сегодня, да и во все времена, люди относились к глобальным проблемам со скепсисом. Ну, к примеру, что война - это естественный способ очистить планету от перенаселения. Или что нет экологических проблем, которые требуют экстренного вмешательства, мол, планета сама вылечится.
  В конце аниме звучит фраза о том, что экология, любовь и дружба - это просто эгоистичные желания человека, которые он удовлетворяет. Но и это не совсем то, чего хотел добиться автор.
  Мне кажется, главная цель "Паразита" - это обнажение человека в любом его проявлении.
  Если Вы говорите, что нет экологических проблем, или если Вы говорите, что индустриальный прогресс -это зло. Обе точки зрения лицемерны. Человечество просто обладает разными чертами, как и паразиты.
  Сильные и умные паразиты поняли важность мирного сосуществования для выживания. Так и человек, ради сохранения свой силы (оружия, индустриальных достижений, науки) обязан понимать важность сосуществования с планетой. Иначе человечество ступает на путь самоликвидации, но не с точки зрения глобальных катастроф, а с точки зрения эволюции.
  Человечество недооценивает свою эволюцию и свою историю.
  Ярче всего это отражено в политике, на мой взгляд. Цивилизованное общество - это не мягкотелость, а доверие - это не слабость. Это продвинутый способ существования, когда правила и законы созданы для выживания. Это не поле битвы, где надо показать себя циником и отрицать ценности общества. Это способ защитить те достижения, что уже есть. Когда человек отрицает необходимость моральных норм, он забывает о том пути, которое прошло человечество. И становится на одну ступень с паразитом из космоса, который не имеет этого опыта и ещё ничего не знает. Поэтому опыт Миги и его трансформация, знания Тамии Реко - это не только эмоциональный прием, показатель дружбы. Это показывает, что взаимоотношения людей (и, кстати говоря, животных тоже - они показаны в аниме отдельными вставками, как один из примеров выживания) - это эволюция, что дружба и любовь - это эволюция.

  Почему нет объяснения о том, кто послал паразитов?
  После аниме всё встало на свои места. Паразиты, олицетворяя людей, просто задаются тем же вопросом, что и мы, люди. Что также доказывает мою теорию, что паразиты - это люди. А мы сами не знаем откуда мы.
  Эта история, тем не менее, не говорит, что нужно быть белым и пушистым. С одной стороны, человек может выбирать ценности. Жизнь также вносит коррективы и учит человека. С другой стороны, общий уровень цивилизации может зависеть от тенденций большого числа людей. Можно деградировать и эволюционировать. Никто не запрещает использовать приемы первобытного мышления, но нельзя и жить лишь по древним понятиям.

  Поэтому мы, простые люди, должны выбрать эволюцию, а не деградацию.

  Общий вывод. В своей рецензии я ставила цель направить зрителя на более глубокое понимание происходящего в "Паразите". Ведь я не увидела этих идей в манге. Надеюсь, Вы прочтете мою рецензию и присмотритесь внимательнее, сможете заметить то, о чём я написала и переосмыслить произведение.
  Лично мое впечатление об этом аниме - шок и восторг. Я очень давно не видела такого произведения, не только аниме. Возможно, прочтение научных журналов за последний год тоже повлияло на восприятие, но так я смогла помочь другим зрителям увидеть скрытые идеи.
  "Паразит: Учение о жизни" охватывает действительно фундаментальные основы общества и жизни, выходит за грани обывательского мышления.

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: m0811
Аватар m0811
Все отзывы m0811 3
Все отзывы на Паразит: Учение о жизни
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 12.03.21

Меню