«Я был в крайнем затруднении, надо было срочно выезжать, в деревне за десять миль ждал меня тяжелобольной, на всем пространстве между ним и мною мела непроглядная вьюга, у меня имелась повозка, легкая, на высоких колесах, как раз то, что нужно для наших сельских дорог, запахнувшись в шубу, с саквояжиком в руке, я стоял среди двора, готовый ехать, но лошади, лошади у меня не было! Моя собственная лошадка, не выдержав тягот и лишений этой суровой зимы, околела прошлой ночью, служанка бросилась в деревню поискать, не даст ли мне кто коня, безнадежная попытка, как я и предвидел,- и все гуще заносимый снегом и все больше цепенея в неподвижности, я бесцельно стоял и ждал.[...]»
— Во всех ваших фильмах есть нечто кафкианское, и то, что теперь вы экранизировали Кафку, кажется очень логичным. Вы изначально к этому стремились?
— И да и нет. Я очень много читал Кафку в юности. И, конечно, все время думал, как можно его экранизировать в анимации. Но взялся за него в итоге по двум причинам. Первый толчок дал мне Юрий Норштейн. Мы встретились в Японии и говорили о «Голове-горе». Он сказал тогда: «Это очень похоже на Кафку», и его слова засели в моем мозгу. А потом компания «Шошику» предложила мне поработать вместе. Вообще-то они предлагали делать полный метр. Но я не хотел. Мне нравится короткое кино. И они спросили, какой фильм вы хотите сделать? И я, сам не знаю почему, ответил: что-нибудь по Кафке. Так получился мультфильм «Сельский врач Франца Кафки»
(с) интервью Кодзи Ямамура: «Я очень много читал Кафку в юности»
В «Голове-горе» рисунки выполнены карандашами, фломастерами и шариковыми ручками, но для достижения дополнительных эффектов Ямамура пользовался самыми разными материалами – например, пеной средства для мытья окон. «Я отсканировал пену, чтобы уловить и зафиксировать движение лопающихся пузырей. Это помогло мне достичь эффекта старой киноплёнки» – рассказывает он. Позднее он использовал тот же метод в фильме «Сельский врач Франца Кафки» (2007). «Я как-то чересчур этим увлёкся, так что даже сломал один сканер» – говорит Ямамура с усмешкой.
(с) Волшебное очарование авторской анимации: интервью с режиссёром- аниматором Ямамурой Кодзи
В "Сельском враче" Ямамура соединяет кафкианскую атмосферу и кёгэн - изображение персонажей в стиле традиционного японского комедийного театра. Изобразительная концепция заключается в том, что искаженные образы, которые иногда возникают в фильме, символизируют ложные слова персонажей.
(с) altereos.livejournal
Получив в 2007 году Гран-при на Международном фестивале анимационного кино в Оттаве за фильм «Сельский врач Франца Кафки», Кодзи Ямамура стал первым режиссером в мире, обладавшим гран-при во всех четырех крупнейших конкурсах анимационного кино (Хиросима, Загреб, Оттава, Анси).